среда, апреля 24, 2013

Особенности индивидуальной музыкальной непосредственной деятельности с одарёнными детьми .

В этом сообщении я хочу рассказать об индивидуальной работе с одарёнными детьми. Поскольку я работаю в детском саду ,имеющем статус «Центра развития ребёнка», поэтому уровень развития наших детей достаточно высок. Среди них часто встречаются дети с ярко выраженными музыкальными способностями. С такими ребятами необходима индивидуальная работа. О ней я и расскажу.
  Индивидуальная  непосредственная образовательная  деятельность с одарёнными детьми  предполагает следующие диагностические задачи: исследовать уровень коммуникативного взаимодействия, степень  и область одарённости, тип высшей нервной деятельности, доминирующий  фон настроения, а также и проследить методику изменений в психоэмоциональном  состоянии каждого ребёнка на протяжении всех занятий.
    Например, на первой индивидуальной  Н.О.Д. необходимо  наладить первоначальный контакт с ребёнком, выяснить внутреннее эмоциональное состояние. Имея в арсенале некоторую диагностическую информацию от воспитателя и других специалистов, нужно  выявить наличие имеющихся  талантов, ведь каждый талантлив по-своему. Это могут быть и чистая от природы интонация и абсолютный слух, и идеальное чувство ритма. Ребёнок  может не иметь этих достоинств, зато быть очень музыкальным и артистичным .
     В младшем возрасте одарённые дети отличаются  друг от друга .Некоторые из них прекрасно запоминают текст песен ,но им быстро надоедает повторение , другие проявляют некоторую тупость на первых порах, зато освоив материал  ,показывают   себя прекрасными исполнителями..Для закрепления вокальных навыков с такими детьми приходится прибегать к таким методам ,как исполнение на слог мелодии песни(«до», «ку» и т. д.),чтобы мелодия быстрее улеглась в мозгу и было не так скучно её учить.
       Уже в младшем возрасте необходимо учитывать различный темперамент одаренных детей. Дело в том , что в зависимости от типа нервной системы ребёнок может по- разному проявлять себя во время выступлений и в непосредственной образовательной деятельности. Так хороший ,развитый ребёнок может не показать себя на сцене, имея меланхолический темперамент и наоборот, вертлявый и вечно бегающий холерик  прекрасно чувствует себя, выступая перед зрителями. В этом плане очень помогает индивидуальный подбор репертуара .Здесь очень важна реакция на первое прослушивание произведение. Если глазки  «загорелись»,значит всё хорошо, исполнение будет прекрасным.
       В моей практике встречался интересный тип одарённых детей, когда ребёнок ,кажется ,занимается своими делами и совершенно не замечает твоего присутствия. Во время  исполнения мною песни он может крутить в руках игрушку, смотреть в другую сторону и отвлекаться, но стоит попросить его  исполнить тот же отрывок песни ,он сделает это правильно. Таким был мой ученик Гриша Волошков. Занимаясь с ним ,мне казалось , что меня совершенно не слушают, но стоило мне дать ему самостоятельное задание ,как он тут же прекрасно справлялся с задачей. У этого ребёнка прекрасный  гармонический слух, поэтому  уже в подготовительной группе мы могли исполнять с ним не трудные каноны , а в конце года и эпизодическое двухголосье в терцию. После окончания детского сада Гриша продолжает своё музыкальное развитие в музыкальной школе. Занимается  эстрадным вокалом и  иногда приходит к нам в садик  выступать с малышами.
       Другой тип одарённого ребёнка – это ребёнок –«растяпа». Это неуклюжий , всё забывающий и рассеянный малыш, который всё делает не так. Он  в коллективе постоянно уходит в себя , задумывается, проявляет неуклюжесть .Но через несколько занятий ,послушав его исполнение ты понимаешь, что  у ребёнка прекрасные исполнительские способности. Так было с Виолеттой  Храмовой. Она на групповых занятиях никак не могла поспеть за другими детьми  в музыкально-ритмических движениях  и пении, но после одного индивидуального занятия все стало на свои места и оказалось , что у ребёнка великолепная цепкая память ,  развито логическое мышление и самое главное прекрасный серебристый тембр голоса. Этот ребёнок  просто не всегда может себя показать  из-за  своего темперамента (флегматик). Предлагая таким детям на выбор несколько песен можно найти подходящую для него. Например  Виолетте нравится исполнять народные песни ( Ой, ты зимушка-сударушка», «Блины» и т.д.)
    Одарённые дети обычно имеют прекрасную память и им интересно запоминать  как можно больше.Тут я прибегаю к  народным или псевдонародным  песням в которых обычно много куплетов. Во-первых ребёнку необходимо  запомнить большой текст. Во-вторых, обыграть ситуации в тексте. Побывать в разных ролях. Такие сложности обычно привлекают  развитых детей и дают им возможность показать себя. Так Даша Тютрина очень старательно запоминала текст песни  кубанского композитора В.Кеворкова «Казаки» из шести куплетов. Зато выучив его, она исполняла всю песню без передышки, даже когда просили спеть лишь один куплет.
     Диагностические карты , разработанные мной  на основе  программы « Ритмическая мозаика» ,исходя из   целей и задач моей программы вокально-творческого воспитания «Соловушка»  , помогают мне увидеть динамику развития ребёнка в начале и в конце года, дают возможность обратить внимание на те аспекты , которые  у него не достаточно развиты.
      Музыкально - одарённые дети обычно  отличаются жаждой к знаниям  и уже в старшей группе я начинаю с ними занятии по системе относительной сольмизации, что помогает улучшить интонирование и сделать его более осмысленным. Исполняя  звуки мажорного звукоряда с ручными знаками  и глядя на картинку с определённым цветом этой ступени , ребёнок быстрее осваивает пение по нотам и  чистое интонирование как отдельных ступеней, так и всей мажорной гаммы, а это в свою очередь повышает качество исполнения и  качество записи в студии.
      Ещё одним видом работы с одарёнными детьми я считаю поездки на студию звукозаписи. Дети очень любят эти выезды и ждут. Это одновременно и игра  и экзамен, проверка на прочность . Во время записи дисков происходит какое-то единение детей, ведь от исполнения каждого из них зависит как мы запишем песню. Тем более что здесь можно оценить свои способности со стороны, услышав свой голос уже записанным. Однажды мы доверили  Артёму Семернину записать второй куплет песни  «Про муравья»  муз.А. Абелян самому. Первые два раза у него не получилось, забыл слова. Надо было видеть как переживали девочки , как поддерживали его и как они радовались , когда у него наконец получилось.
    Таким образом, работая с одарёнными детьми мы стараемся  использовать различные методы и приёмы для развития не только музыкальных способностей , но и человеческих качеств ребёнка.
Мы учим детей творить ,экспериментировать, создавать новые образы и музыкальные продукты.
Ведь человек становится лучше только тогда, когда создаёт что – то новое.http://blogosfera-obr.blogspot.ru/p/ya-oypc-y-oep.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий